19 Aug 2010
Сформированный 8 августа 1941 г. легион,в котором служили 19 офицеров и 850 легионеров, первоначально состоял из четырёх рот. 3-я рота негласно называлась "русской",поскольку ею командовал участник Белого движения,член РИС старший лейтенант Российского Императорского флота Георгий Васильевич Чехов (1893 - 1961). Кроме того,медицинскую службу легиона возглавлял русский лейтенант Пётр Ячмин (позже в 1943 г. сменённый капитаном П. Сахновским). Важно отметить,что никто из русских не был зачислен в 373-й пехотный батальон (именно так стал называться легион после включения в состав Вермахта) рядовыми,все они были офицерами и сержантами и фельдфебелями. На этом,впрочем,набор в легион не закончился,а напротив продолжался вплоть до 1945 г. Так как в легионе решительно все говорили только по-французски,то и приказания отдавались на этом языке,а командные должности занимали сами легионеры. Германский "фербидунгштаб" (штаб связи) постоянно находился при легионе и переводил приказы свыше на французский,а рапорты и доклады на немецкий. Так как русские эмигранты в глазах немцев были бельгийцами,то они пользовались всеми правами,не в пример прочим многим частям Восточных войск Вермахта,где командовали немцы,а русские играли только вспомогательную роль. По воле судьбы,также как и в Испании,Имперцам пришлось воевать под знаменем,увенчанном т.н. "Бургундским крестом" (два красных полена на белом фоне,образовывающие при скрещивании Крест святого апостола Андрея Первозванного),изображение которого использовалось валлонами в качестве знамени.
В конце августа 1941 г. легионеры были разделены на две группы,первая из которых во главе с командующим (командором) капитаном Георгом Якобсом отбыла в учебный лагерь Мезериц (Польша), а в начале осени приняла участие в боях с польскими партизанами в составе румынской боевой группы "Маркджул". Позже 2 ноября 1941 г. группа прибыла в Екатеринослав (Днепропетровск). Здесь в районе Павлограда она участвовала в успешном захвате советских укреплений на левом берегу реки Самара. В конце осени - начале зимы 1941-1942 годов 373-й батальон расквартировался в населённом пункте Щербиновка и был подчинён 100-й легко-пехотной (егерской дивизии) XIV-го моторизованного корпуса. Здесь легионеров постигла участь всех военнослужащих Вермахта на Востоке,которые оказались не готовы к холодной зиме. Учитывая это обстоятельство и опираясь на прибывшие из тыла свежие резервы,советское командование Юго-Западного направления во главе с маршалом С.К. Тимошенко приступило 18 января 1942 г. к проведению Барвенковско-Лозовской наступательной операции силами Юго-Западного и Южного фронтов.
Развивая наступление,войска 57-й армии и V-го кавалерийского корпуса (подвижной группы) Южного фронта овладели Барвенково (юго-юго-восточнее Харькова) и совершили резкий поворот на юг. Части V-го кавалерийского корпуса генерал-майора А.А. Гречко к 27 января продвинулись на 25-30 км южнее Барвенково и двигались в район Красноармейского,создавая непосредственную угрозу тылам и линиям коммуникаций Вермахта в Донбассе. Командование группы армий "Юг" генерал-фельдмаршала Ф. фон Бока для локализации прорыва 28 января спешно создало боевую группу командира III-го моторизованного корпуса генерала Э. фон Маккезена,в состав которой вошла и 100-я легкопехотная дивизия с Валлонским легионом. Бои за район Красноармейское в конце января - начале февраля 1942 г. носили особенно жестокий характер.
Легионерам предстояло заполнить образовавшуюся брешь в районе деревни Громовая Балка (прозванной валлонами "долина грома"). Заняв позицию,новый командующий легионом капитан Пьер Паули,обладая авантюрным складом характера,желая доказать немцам отвагу и неустрашимость своих воинов,согласился отпустить на другой участок фронта хорватские части,а также немецкий резерв,тем самым оставив легионеров один на один с превосходящими по численности наступавшими частями V-го советского кавалерийского корпуса. Когда Г.В. Чехов попытался объяснить опасность создавшейся ситуации,рапорт русского офицера вызвал необъяснимую вспышку гнева у Паули, обвинившего эмигранта в трусости и даже пригрозившего ему расстрелом (кстати,подобные угрозы получали многие офицеры легиона и даже батальонный капеллан).
В итоге в конце февраля 1942 г. 500 валлонов были вынуждены вступить в бой с двумя советскими полками общей численностью до 4 тыс. человек,имевшими к тому же 14 танков против единственного валлонского. Традиционно не считаясь с потерями,советские подразделения преодолели минные поля и ворвались в деревню. Тогда Паули приказал контратаковать. Легионеры вступили в неравный бой с превосходящими частями противника. Несмотря на проявленную храбрость,личный состав легиона быстро таял. Положение спасли подошедшие части Вермахта (в группу Маккензена с 25 февраля 1942 г. прибывала 1-я горно-егерская дивизия),и противник был отброшен.
Легионеры (включая капитана Чехова) получили за бой 32 Железных Креста,но итоги первого крупного сражения,в котором принял участие легион,напоминали "Пиррову победу". Легион потерял 30% личного состава,а из 22 офицеров были убиты и ранены 20. Среди погибших оказался и русский полковник Смоленский. Бой под Громовой Балкой показал немецкому командованию не только стойкость чинов батальона,но и несоответствие должности капитана Паули,который в матре 1942 г. был заменён Соратником РИС капитаном Г.В. Чеховым. Это был,пожалуй,один из первых случаев на Восточном фронте,когда должность начальника иностранного добровольческого батальона занял русский белоэмигрант. Пробывший на своём посту несколько месяцев и получивший чин майора,Г.В. Чехов добровольно ушёл в отставку и получил назначение на должность командира запасного батальона.
http://puco-sib.livejournal.com/64193.html
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment